
Недалеко от этого места на войска сибирского хана Кучума напали русские под предводительством Андрея Воейкова, последователя Ермака. Хан нападения не ожидал, поэтому победа была стремительной. Сам он, правда, остался в живых, а потом, как гласят легенды, вернулся на место битвы хоронить погибших.

Недалеко от места сражения стоит крест, скоро его заменит новый 9-метровый. А вот где находится могила Кучума, неизвестно. Чтобы враги не осквернили прах, могила воина, считалось у монголо-татар, должна быть выровнена с землей, затоптана и травою поросшая. Такие традиции породили многочисленные легенды. По одной из них, Чингисхан повелел разрубить себя на куски и похоронить в разных уголках великой Орды. В результате, селу Чингис будто бы досталась рука Чингисхана.

Жемчужина района – Обское море. Но чтобы его создать, пришлось полностью затопить 11 сел. Именно поэтому сейчас некоторые названия получили приложение «новый»: Новый Шарап, Новопичугово. Некоторые местные жители отказывались переезжать из насиженных мест. Достоверно известно, что пять человек так и не оставили свои дома во время затопления.

Больше половины районного бюджета – это налоги села Верх-Ирмень. Здесь находится ЗАО Племзавод «Ирмень», некогда известный высокими показателями удоя, а также специально выведенной ирменской породой коров. Археологи и историки знают это место по Ирменской культуре – археологической культуре позднего бронзового века.

Несмотря на наличие многочисленных баз и мест отдыха, разбросанных по берегам водохранилища и в Караканском бору, туризм, как считают сами ордынцы, здесь еще находится в зачаточном состоянии. Основная отрасль экономики района – сельское хозяйство. Кстати, район занимает первое место в области по количеству фермерских хозяйств.

Место трагической гибели самого известного гармониста России Геннадия Заволокина неожиданно стало туристическим объектом. Сейчас здесь работает музей, в котором собраны любимые гармони мастера. Раз в два года в Заволокинской деревне проводится Заволокинский фестиваль. Говорят, что и аварий на этом опасном участке трассы стало меньше, ведь теперь автомобилисты притормаживают, чтобы посмотреть на часовню преподобного Геннадия Афонского.

В самом центре Ордынска стоит с виду обычный камень. Это оленный камень IX-VII в.до н.э., найденный несколько лет назад впервые на территории Новосибирской области. Ученые подтвердили: на камне просвечивается овал лица, левый глаз и правое ухо - основные атрибуты таких памятников раннескифской эпохи. Перед охотой у оленных камней просили удачи, а по возвращении несли дары. Сейчас местные жители загадывают желания.

Ордынский историко-художественный музей хранит еще немало интересных для глаз современного горожанина экспонатов – например, бивень и зубы мамонта, казан эпохи сибирского ханства, ручной деревянный ткацкий станок 1886 года. Его передала в дар музею Прасковья Васильевна Нетунаева. Сейчас станок временно вышел из строя, но после ремонта, говорят работники музея, на нем снова можно будет ткать.

Александр Клещев из села Чингис, ныне почетный житель Костромы, каждый год приезжает на родину подправить могилы предков и дарит что-нибудь родному краю: то миллион рублей местной школе, то иконы – церкви, то коллекцию монет – музею. Часть из этих монет, по его словам, он нашел на берегу, когда был маленький.

В Ордынске проводится конкурс молодых исполнителей «Ордынка». А расположенное неподалеку село Вагайцево попало в ленту новостей 23 декабря 2011 года, когда пробив крышу дома по ул. Космонавтов, 5, в селе упал обломок космического аппарата спутниковой связи «Меридиан». В результате чего появилось отверстие диаметром более двух метров.

Паром с очень приветливым паромщиком за 15 минут доставляет машины и людей в Чингис – старинное село, известное своим Чингисским храмом, колодцем-журавлем и глинами.

Чингисский храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был заново построен в 1998 году. Для росписи церкви пригласили, к сожалению, ныне ушедшую из жизни художницу Новосибирского оперного театра Ларису Кононову. Кстати, храм расписан не красками, а местными цветными глинами. Чтобы рисунок держался дольше, в глинистый раствор добавляли яйца, а собирали их всем селом

На берегу Малого Чингиса глину можно раскопать лопатой. Всего здесь 16 оттенков. Желтая – для лепки, голубая, как говорят местные, – помогает от ревматизма. Зеленая – для разглаживания морщин. Местные жители советуют смешать ее с капелькой детского крема. Кстати, в 19 веке в селе была собственная школа глиняной росписи.

В местной администрации даже сделали гончарный круг из дерева и по всем старинным технологиям. Только, говорят сельчане, некому учить ремеслу – традиции пропали. Но мастера здесь, конечно, есть – например, деревянных дел. У Надежды Ивановны Непрынцевой хобби переросло в работу: она вместе с детьми, которых в селе совсем немного (в местной школе всего 70 учеников), занимается обжигом дерева и создает в мастерской «У тети Нади» деревянную красоту.

Дерево – это вообще основное богатство Ордынки. Караканский бор известен не только своим микроклиматом, но и незаконным вырубками ценного леса. Житель Ерестной Николай Кузнецов рассказывает, что за день по поселку проходит не меньше 25 лесовозов. Уже больше года эксперты и общественники выступают за присвоение Караканскому бору статуса природного парка: это помогло бы остановить вырубку леса и способствовало развитию туристической привлекательности не только бора, но и всего Ордынского района.
Источник: academ.info
Фото: Анна Андриевская
Journal information