
В России бушует вторая волна коронавирусной инфекции. Самое время присмотреться к советскому опыту борьбы со страшными болезнями. В 1959 году СССР справился со вспышкой чёрной оспы менее, чем за три недели.
Как это было?
Весной 1959 года известный художник-плакатист Алексей Алексеевич Кокорекин должен был поехать в загранкомандировку в Африку. Кстати, если фамилия художника вам показалась смутно знакомой, то вы не ошиблись. Телеведущая «Первого канала» Ольга Кокорекина — внучка героя сегодняшней истории.
Как полагается, перед поездкой Алексей Кокорекин сделал необходимые прививки, но командировка на африканский континент сорвалась. Зато через полгода появилась возможность поехать в Индию. Кокорекин, конечно же согласился. Эх, знал бы художник, чем обернётся для него эта поездка, остался бы дома. А так, не сделав нового комплекса прививок (зачем? перед Африкой же делал?), отправился в эпидемически неблагополучный регион.


В Индии Алексей Алексеевич соблазнился предложением гида посетить ритуальное сожжение брамина в «городе мертвых» Варанаси. Во время ритуала сделал несколько набросков и даже купил в качестве сувенира ковер, оставшийся от брамина. То что брамин умер от чёрной оспы, художник не знал.
22 декабря Кокорекин вернулся в Москву, привезя с собой целую кучу подарков для друзей и знакомых. По случаю своего возвращения, устроил многолюдное застолье. 24 декабря, почувствовав себя плохо, обратился в районную больницу. Врач поставил диагноз «грипп» и отправил художника лечиться домой. 26 декабря Кокорекина с сыпью на животе и груди увезла «Скорая помощь», на следующий день его перевели в Боткинскую больницу. С каждым днём состояние больного ухудшалось, в ночь на 30 декабря он умер.
Variola vera
В воспоминаниях участников тех событиях приводятся любопытные эпизоды. Например, рассказывают, что во время врачебного консилиума одна молодая сотрудница Боткинской больницы предположила, что у Кокорекина, судя по симптомам, чёрная оспа. Маститые доктора только посмеялись:
— Что вы, девушка, чёрная оспа в СССР давно побеждена. С 1936 года!
Поэтому неудивительно, что советские врачи не смогли поставить правильный диагноз известному художнику-плакатисту. Ведь выросло целое поколение медицинских работников, не встречавших в своей практике эту страшную болезнь.
Ещё рассказывают, что для вскрытия тела пригласили из Ленинграда 75-летнего ветерана медицины, который только взглянув на ткани умершего, заявил:
— Это variola vera — чёрная оспа.
Через две недели симптомы опасного заболевания проявились у сотрудников Боткинской больницы, которые контактировали с Кокорекиным. А ведь были ещё родственники и друзья художника, с которыми он общался до попадания в больницу. Ситуация в столице могла стать взрывоопасной.
Информация обо всё этом ушла на самый верх. И надо отдать должное руководству страны, с какой оперативностью была ликвидирована вспышка чёрной оспы в Москве.
«Всё для фронта, всё для победы»
Сотрудники милиции и КГБ выявили всех людей, с кем контактировал после приезда из Индии Алексей Кокорекин. Говорят, нашли даже его любовницу, к которой он специально на день раньше прилетел, чем к своей семье. Хотя, возможно, это просто слухи.
Оперативники проследили путь сувениров и подарков, которые художник привёз с собой. Многие вещи уже попали в комиссионные магазины и были куплены случайными покупателями. Нашли и их. Людей снимали с поездов, разворачивали в воздухе самолёты — всех, кто мог хоть как-то быть причастным к художнику и его подаркам отправляли в карантин. Но и этих мер советскому руководству показалось мало.
Было принято решение провести массовую вакцинацию жителей Москвы и Подмосковья. Вспомнив лозунг «Всё для фронта, всё для победы», в кратчайшие сроки был налажен выпуск вакцины от чёрной оспы, привлечено 26 963 медицинских работника. За полторы недели были вакцинированы почти десять миллионов человек.
Результат всех усилий таков: выявлено 45 заболевших, три человека умерли. Вспышка чёрной оспы в СССР в 1960 году была ликвидирована за 19 дней!
Journal information